- Как борются с гололедом на улицах?
- Песок
- Метод Торгейра Ваа
- Как бороться с гололедом
- Механические способы защиты от гололеда
- 1. Песок
- 2. Техническая соль
- 3.Каменная крошка и гравий
- 4. Метод Торгейра Ваа
- Химические способы защиты от гололеда
- Скандинавия
- Германия
- Швеция
- Минусы:
- Как работают реагенты
- 1 Химические способы борьбы с гололедицей
- 2 Песок, дресва, мелкозернистый щебень
- 3 Электрический подогрев ступеней и дорожек
Удаление льда с садовых дорожек и тротуаров зимой — всегда дорогостоящая и хлопотная задача. Климат в России переменчив во многих областях — днем выпадает снег и идет оттепель, ночью — мороз. Это означает, что утром перед вашим домом образуется естественный ледяной наст, преграждающий путь к выходу и грозящий падениями и травмами.
Как борются с гололедом на улицах?
В России бывают времена, когда под ногами голый лед. И не только зимой, но и осенью, и весной. Тротуары и улицы порой превращаются в настоящий каток. Что делают в городе для предотвращения этого опасного явления и как бороться с гололедом?
Самый надежный способ борьбы с гололедом — очистка тротуаров и мостовых от снега. В Санкт-Петербурге я не раз видел, как во время сильного снегопада на Невском проспекте несколько подметальщиков с метлами бежали по снежной завесе, занимая всю улицу. Они шли от Адмиралтейства к Московскому вокзалу. Но когда они вернулись, на проспекте уже лежал новый слой снега — и им пришлось расчищать его снова.
Но Невский — это Невский, а в городе тысячи других улиц и переулков. Всех их на одном чистом асфальте не расчистишь. А когда слой снега уплотняется тысячами ног или колес, он становится очень плотным и скользким.
Как же жители северных городов справляются со снегом и льдом зимой? Что они делают?
Песок
Самый простой способ — посыпать скользкие места песком. Достаточно 50-80 граммов на квадратный метр. Правда, на один раз для всего города требуется тонна песка. А после нового снегопада и образования скользких мест посыпку нужно повторить.
Зимой 2017 года на улицах Санкт-Петербурга было рассыпано 150 000 тонн песка. А весной, когда снег растаял, весь этот песок нужно было как-то убрать.
Метод Торгейра Ваа
Этот метод был изобретен и использован в Швеции. Идея заключается в том, что гранитная крошка засыпается в кипящую воду, и полученная суспензия разбрызгивается на обрабатываемую поверхность. Вода растапливает снег и лед, горячие каменные крошки плавятся в ней, а когда все застывает, благодаря каменным крошкам образуется очень шероховатая поверхность.
Долгое время соль была самым сильным средством против льда. Но она разъедала лед до самого асфальта.
Для борьбы с замерзшим снегом и льдом готовили смесь из 30 % соли и 70 % песка. Эту смесь рассыпали на скользких участках — там, где можно было ходить без опаски. Если бы вместо песка в соль добавили гранитную крошку, противоскользящий эффект был бы еще сильнее.
Зимой в Санкт-Петербурге расходуется 15-20 тысяч тонн соли.
К сожалению, соль очень коррозийна. Она резко усиливает коррозию подземных труб и кабелей, разъедает шины и оставляет белые разводы на рубашках и рукавах брюк.
Из-за агрессивности соли мы начали искать химические вещества, которые борются со льдом, но менее агрессивны, чем соль. И они преуспевают.
Как бороться с гололедом
Наступление зимы приносит много проблем. Одна из них — гололед, от которого страдают пешеходы и транспортные средства. Существует множество способов борьбы с этим явлением, которые можно разделить на два основных типа:
- механические (песок, щебень, ручная уборка снега и т.д.),
- химические (сухие реагенты и жидкие растворы)
Механические способы защиты от гололеда
1. Песок
Пескоструйная обработка — один из самых дешевых и распространенных методов борьбы с гололедом. Мелкие песчинки являются крупнозернистыми и снижают риск поскользнуться.
Самый простой и дешевый метод борьбы с обледенением дорог и тротуаров — посыпать их песком. Его мелкие песчинки делают ледяную корку шероховатой и тем самым снижают риск поскользнуться.
Для защиты поверхности от льда достаточно посыпать всего 50-80 граммов на квадратный метр.
2. Техническая соль
Соль — одно из самых эффективных и популярных антиобледенительных средств. Этому есть веская причина:
- имеет низкую стоимость;
- быстро растворяет снег и лег;
- работает при низких температурах (до ─20 °С);
- экономична и дает маленький расход, т.к. используется чаще всего совместно с песком.
Соль в чистом виде редко используется сама по себе. Обычно ее смешивают с песком в следующих пропорциях: около 30-70%, в зависимости от преобладающих условий. Рекомендуется увеличить количество соли на склонах, уклонах, крутых поворотах и в других опасных местах.
Чтобы рассчитать средний расход соли на 1 м2 поверхности, умножьте 100 г на толщину льда (мм). Общее количество соли на 1 м2 не должно превышать 450 г.
Если к соли добавить песок, куски гранита или гравия, противоскользящий эффект увеличивается, так как соль растворяет лед, а твердое вещество уменьшает скольжение.
3.Каменная крошка и гравий
Гравий и каменная крошка стоят дороже песка и соли, но они более экономичны, поскольку их можно использовать повторно. Они также являются экологически чистыми.
Гравий и щебень не устраняют лед, но улучшают сцепление с поверхностью. Однако обязательным условием использования этого метода является то, что после или во время снегопада дороги должны быть очищены почти до асфальта.
4. Метод Торгейра Ваа
Песок смешивается с горячей водой (до 100 градусов Цельсия) и наносится на тротуары и дороги. Горячая вода растапливает снег и лед, а после застывания поверхность становится шероховатой и нескользкой благодаря песку.
Обработку поверхности таким методом можно проводить только один раз в 3-7 дней или до выпадения нового снега.
Химические способы защиты от гололеда
Антифриз: принцип действия основан на том, что температура замерзания природных осадков выше, чем температура замерзания воды, в которой смешаны хлориды. Вредное воздействие этих антифризов на окружающую среду минимально, поскольку их пропорции специально подобраны.
Типы антифризов:
- жидкие (применяются для разрушения поверхностей из снега и льда, могут быть естественного и искусственного происхождения),
- гранулированные (твердые гранулы мелкой фракции пользуются особой популярностью),
- твердые (имеют высокую степень слеживаемости, поэтому хранить и перевозить их необходимо в закрытом виде).
Рассмотрим подробнее следующие виды антиобледенителей:
1. антиобледенитель FES-A: 95-98 % технического хлористого кальция. Это самый сильный и самый дорогой антиобледенитель, поскольку содержит высокую концентрацию солей кальция. FPES-A должен использоваться строго в соответствии с инструкциями производителя. Он используется при низких температурах (д о-31 градуса Цельсия) и большой толщине льда.
2. противогололедный реагент FPES-B: смесь технического хлористого кальция и модифицированного натрия (KCNM), который может использоваться д о-25 °C по сравнению с предыдущим реагентом и является менее дорогим за счет наличия модифицированных солей хлористого натрия.
3. противогололедный реагент FPES-B: его основу составляют природные минеральные соли бишофита и хлорида магния, которые менее вредны для почвы и растительности по сравнению с другими солями. FPES-B является реагентом длительного действия. Его можно использовать для обработки дорожек в садах, зеленых насаждений и т.д.
Личинки луковой мухи в основном повреждают такие популярные культуры, как лук и чеснок. Однако они также могут питаться луковичными цветами и даже салатом-латуком.
В этой статье вы узнаете, как восстановить полезные свойства почвы и повысить ее плодородие без использования химикатов и с помощью совершенно безопасных, но очень эффективных методов.
В этой статье мы рассмотрим наиболее распространенные материалы, которые можно использовать в качестве почвопокровных, обсудим их свойства, преимущества и недостатки.
В этой статье мы разберем преимущества и недостатки удобрений, как правильно их использовать и каких правил следует придерживаться при их применении.
Скандинавия
На севере Швеции и Норвегии, где редко бывает оттепель, а температура несколько месяцев подряд не поднимается выш е-15 градусов, используются необычные методы борьбы со снегом и льдом в дополнение к технологиям, применяемым в России. При отрицательных температурах, когда соль и химикаты уже не эффективны, снег не счищается до асфальта, оставляя слой в несколько сантиметров. На дорожное покрытие наносится «горячий гравий», то есть смесь нагретой до 80 градусов воды и каменной крошки. В конце концов, абразивный материал замерзает на корке и превращается в твердую поверхность, пригодную для автомобилей. Такие зимние дороги можно использовать в течение недели при ежедневном движении около 1 500 автомобилей, после чего гравий необходимо снова заморозить. Однако эта техника очень вредна для кузова автомобиля, так как мелкие камни, отбрасываемые протектором колес, могут повредить стекла и лакокрасочное покрытие.
В США крупные дороги и шоссе убираются муниципальными машинами, а улицы и небольшие дороги — частными компаниями по поручению штата. Территории, непосредственно прилегающие к частным домам, должны убираться самими домовладельцами. Хлорид магния в основном используется для очистки дорог и тротуаров, поскольку он содержит меньше хлора, чем другие хлориды, и его эффективность гораздо выше при меньшем расходе. В Америке инфраструктура для уборки снега не так развита, потому что там нет длинных зим. Когда наступает плохая погода, власти предпочитают закрывать автомагистрали, чтобы избежать массовых аварий. Кроме того, в США нет сезонного перехода на зимние колеса.
В Канаде уборка снега очень похожа на российскую. Там используются аналогичные химикаты на основе хлорида магния. Иногда на городских улицах используется и обычная техническая соль.
Германия
В Германии нет обязанности чистить дороги с асфальтом. Поэтому после снегопада можно увидеть, как бульдозеры просто укатывают снег на дороги, а затем посыпают их гравием или сильно измельченными вулканическими обломками. После того как снег растает, гравий сметается с дороги и собирается в пластиковые контейнеры до следующей зимы.
В случае сильного снегопада сложные участки дорог посыпают солью. Это могут делать только сотрудники специализированной службы. Использование соли в неположенном месте или без официального разрешения может быть наказано штрафом.
Швеция
На шведском острове Готланд также используют известные нам химические вещества, даже соль, но экспериментируют и с другими смесями. Например, была изучена эффективность использования соли и сахара в соотношении 70/30. Было показано, что сахар действует как катализатор в химических реакциях и выделяет тепло, которое ускоряет таяние льда и снега. В некоторых случаях соотношение сахара было увеличено до 50%. Интересно, что сахар сам по себе не дает желаемого эффекта. Он работает только в сочетании с солевыми растворами.
Однако в Швеции эта технология пока не получила широкого распространения. Дело в том, что дикие животные любят соль и сахар. Они стали выходить на дороги, как только проезжали дорожные машины, и лизали мокрый снег. Это приводило к несчастным случаям. Чтобы предотвратить привлечение животных на дороги, было решено использовать сахарные добавки только в городах.
Минусы:
- При частом использовании реагенты способны нанести вред вашему дорожному покрытию;
- Короткий срок действия;
- Снижается коэффициент трения колес автомобилей с дорогой;
- Притягивают влагу;
- Вызывают аллергию;
- Агрессивны по отношению к обуви и одежде, разъедают кожу рук.
Наиболее распространенные химикаты, используемые для удаления льда с дорог
Все химикаты делятся на твердые (гранулы, кристаллы) и жидкие. В зависимости от состава их можно разделить на следующие подгруппы:
- Хлориды — хлорид натрия (NaCl – поваренная соль), калия (KCl), кальция (CaCl₂), магния (MgCl₂). Дешевые и проверенные временем составы, такие, например, как: хлористый натрий карьерный технический, ХММ-Биомаг, ХКФ (CaCl₂ фосфатированный), ХКМ (CaCl₂ модифицированный), «Айсмелт», «Антигололедный бишофит»;
- Нитраты — применяются для сложных заледенелых участков, популярны у коммунальных служб: НКМ (АНС) – смесь нитрата кальция и мочевины, НКММ – нитрат кальция, магния и мочевины;
- Ацетаты — на основе ацетата калия (CH₃COOK) или аммония (CH₃COONH₄). Применяются при большом морозе, с температурой до -60°С. Например, Нордикс и Антиснег-1;
- Карбамиды — селитра (КАС) карбамидно-аммиачная. Селитра имеет средние показатели по сравнению с другими группами реагентов, зато не вредит, а наоборот, улучшает почву, не вызывает аллергии и не разрушает дорожное покрытие;
- Формиаты — формиат натрия (HCO₂Na) и кальция (Ca(HCOO)₂. Дорогие, малоэффективные. Их в основном используют для очистки от льда территорий аэродромов, железнодорожных полотен, лесных и садовых зон, добавляя в хлористые составы для улучшения экологичности.
Как работают реагенты
Современные противогололедные реагенты просты в использовании. Современные антиобледенители просты в использовании: Вы просто наносите смесь на замерзшую поверхность, ждете несколько минут, а затем удаляете лед лопатой. Суть действия всех этих средств заключается в химической реакции с водой (льдом, снегом). Средства начинают мгновенно «плавить» лед, превращая его в мягкую жижу, которую потом легко убрать.
Химикаты для удаления льда
При выборе химического средства учитывайте температуру воздействия (указана на упаковке) — от этого зависит конечный результат. Также рассчитайте правильную дозу и способ нанесения и остерегайтесь внезапного контакта с незащищенной кожей.
В домашних условиях химикаты можно использовать в больших количествах или разбавлять водой путем распыления. Некоторые составы можно наносить непосредственно на очищенные ото льда и снега поверхности (например, на всю длину голой садовой дорожки до ожидаемых морозов и снегопадов). Таким образом, выпавший снег быстро растает и не образует ледяной корки.
Замерзший участок рекомендуется посыпать рыхлым материалом.
Материалы: Для применения метода используются миндалевидные материалы:
- Песок;
- Гранитная крошка;
- Мраморная крошка;
- Шлаки;
- Щебень мелкой фракции.
Метод натирания для борьбы с гололедом
Такое покрытие обычно делают в оживленных районах с высоким пешеходным трафиком, чтобы люди, идущие по нему, не падали и не получали травм. Оно не очень эффективно для водителей автомобилей, так как крутящий момент колес может отправить их в полет.
Но в то же время этот сыпучий материал абсолютно безопасен и не наносит вреда здоровью человека или окружающей среде. Единственным недостатком является то, что отсыпку необходимо убирать с дорог ранней весной, так как она уносится дождями и попадает в ливневые стоки, засоряя их.
Щебень, гранитные и мраморные заполнители — это методы борьбы с трением.
В некоторых странах подложку убирают весной, сушат и повторно используют на следующий год. А в Санкт-Петербурге, например, на обочинах дорог стоят специальные металлические ящики с песком или каменным щебнем, чтобы горожане могли сами разбрасывать его, когда скользко.
В настоящее время в продаже имеются химические абразивы двойного действия на основе смеси различных реагентов и песка (например, EKODOR). Реагент в смеси растапливает лед и снег, а песок обеспечивает противоскользящий эффект.
Электрические системы плавления снега и льда успешно используются в промышленно развитых странах уже несколько десятилетий. Для этого под дорожным покрытием прокладываются электрические провода (аналогично подогреву полов в зданиях, но на открытом воздухе). Лед быстро тает, а талая вода стекает в дренажную систему.
1 Химические способы борьбы с гололедицей
Размораживатель «Mr Defroster Ultra» 10 кг (300 рублей). Фото.
Размораживатели различных марок представляют собой смесь порошка хлорида натрия и хлорида кальция. Существует несколько типов, которые отличаются в основном минимальной температурой для использования. Например, есть смеси, пригодные только для легкого мороза (д о-10…-15 °C), а есть для сильного (д о-25…-30 °C); этот параметр обязательно должен быть указан на упаковке.
2 Песок, дресва, мелкозернистый щебень
Средство для оттаивания «минеральная соль», 25 кг, для температур о т-15 °C (418 руб.). Фото: Leroy Merlin
Популярное и экологически относительно безвредное средство, которое растворяется подобно химическим реагентам при возможном образовании льда. Лучше использовать более крупную (2-3 мм) гальку, чем песок.
3 Электрический подогрев ступеней и дорожек
Электрические обогреватели лестниц и дорожек особенно подходят для помещений общей площадью до 5-10 м². Максимальная площадь ограничена количеством электроэнергии, которую можно использовать для обогрева; удельная мощность систем оттаивания составляет 250-300 Вт на 1 м². Обычно используются нагревательные кабели (или слои нагревательных кабелей) с дополнительной защитой от механических повреждений и перегрева. Caleo, CCT и некоторые другие производители предлагают такие специальные комплекты для предотвращения обледенения лестниц и пешеходных дорожек.
Комплект обогрева xLayder Street mat (Caleo), используемый для обогрева лестниц и пешеходных дорожек. Фото.
Система антиобледенения управляется термостатом. Для систем антиобледенения, основная функция которых — удаление снега и льда, используется специальный термостат. Простые модели стоимостью 3-5 тысяч рублей измеряют только температуру окружающей среды и активируют систему в диапазоне +5…-15 °C, независимо от осадков. Более сложные и многофункциональные метеостанции с подключенным датчиком осадков стоят от 10-12 тысяч рублей (CCT и Caleo) до 30-40 тысяч рублей (Raychem, Devi).
Именно потому, что эти метеостанции активируют отопление только при выпадении осадков, они более экономичны, чем простые станции (всего около 3-5 тысяч рублей).
Чтобы сделать систему еще более экономичной, вы можете дополнить ее таймером, который позволит вам включать ее, например, только в те дни, когда вы находитесь дома. Все это позволяет сократить время работы системы примерно на 50 %. Это слишком много или слишком мало? В Московском регионе зимой происходит около шести случаев образования наледи и примерно в три раза больше случаев обморожения. Хорошо функционирующая система работает 500-600 часов в сезон; неработающая система работает в два раза дольше. Если предположить, что система потребляет 2 кВт/ч, то общее потребление электроэнергии за сезон составляет 1000-1200 кВт/ч или 2000-2400 кВт/ч.